среда, 9 апреля 2014 г.

Международная торговля в разрезе отдельных рынков


Современная международная торговля имеет динамичный харак­тер. В международную торговлю ежегодно вовлекается V*; всего, что производится,  выращивается  и  добывается  на  земле.   В экономике сумма стоимости экспорта и импорта — стоимость всех товаров, пере­секающих границы, составляет мировой товарооборот.
Структура и объем экспорта и импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется. Анализ показывает ис­ключительно быстрый рост товарооборота в современных условиях: в 1992 году объем международной торговли составил 3 650 млрд. долл., в 1994 г. — 4 060 млрд. долл., в 1995 г. —- 4 700 млрд. долл. Прирост объема международной торговли с корректировкой на рост цен и изменение курса валют составил в 1987-1991 гг. — 6%, в 1992 г - 5%, в 1993 г. - 4%, в 1994 г. - 9,5%, в 1995 г. - 8%. В 1997 году сохранилась тенденция, опережающего расширения между­народной торговли в виде прироста в 6%. Согласно прогнозу «Business Week» к 2005 г мировой экспорт товаров и услуг достигнет 11,4 трлн. долл. пли 28% совокупного ВВП.
Географическая структура международной торговли неоднознач­на'. Интенсивность торговых связей значительно различается по странам. На долю только промышленно развитых стран приходится около 70% международной торговли И более ЛЦ всего торгового обо­рота, включая услуги. В основном они ведут эту торговлю друг с другом: около 80% экспорта промышленно развитых стран предна­значается для других промышленно развитых стран. Для примера на долю взаимной торговли развивающихся стран приходится лишь чет-верп» их экспорта. Развитые страны выступают в основном экспорте­рами наукоемких товаров, тогда кате развивающие страны их импор­терами. Последние специализируются преимущественно па экспорте сырья. Так, страны ОПЕК специализируются на продаже нефти; Чи­ли, Замбия, Заир — меди; Индонезия, Боливия, Малайзия, Таи­ланд оловянной руды; Гвинея, Бразилия, Суринам - бокситов. В последние годы отмечается подключение к экспорту высокотехноло­гических изделий «НОВЫХ индустриальных», которые совместно с НИС второго поколения Индонезией, Филиппинами, Малайзией, Индией укрепляют свой позиции в международной торговле. Доля стран СНГ в мировом товарообороте составляет немногим более 2%.
В настоящее время мировая торговля превысила показатель про­шлого века более чем в 330 раз. Крупнейшими экспортирующими странами являются: США — 512 млрд. долл. (12,3)2; Германия — 421 млрд. долл. (10,0); Япония — 397 млрд. долл. (9,5); Фран­ция — 236 млрд. долл. (5,7); Великобритания — 205 млрд. долл. (4,9); Италия — 189 млрд. долл. (4,5); Канада — 165 млрд. долл. (4,0);  Нидерланды        148 млрд. долл. (3,6); Сингапур  —  96 млрд.
долл. (2,3); Тайвань — 93 млрд. долл. (2,2); Испания — 73 млрд. долл. (1,7).[5]
На динамичный рост международной торговли оказали влияние следующие факторы:
-- развитие и углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
—  расширение процессов экономической интеграции;
—  либерализация международной торговли;
—   НТР, способствующая обновлению основного капитала и то­варной номенклатуры, специализации производства;
—  расширение сферы услуг и международный обмен этими услу­гами;
—   развитие транснационального предпринимательства и расши­рение внутрифирменного обмена;
—  координация международной торговли органами ГАТТ-ВТО.
Под влиянием НТР заметно изменилась товарная структура меж­дународной торговли. Если ранее в ней преобладали сырье и продо­вольствие, то к началу III тысячелетия 2Л| приходится на промыш­ленную продукцию, в том числе V-j - на машины и оборудование. Гигантскими темпами растет мировой рынок услуг, объемы экспорта которого в 1994 году составили 410 млрд. долларов (361 млрд. долл. В промышленно развитых странах). Внешнеторговый оборот услуга­ми выделяет их главных экспортеров (США, Голландию. Великобри­танию, Францию) и импортеров (Германию, Японию, Италию).
Особенное значение в настоящее время приобретают торговля па­тентами, лицензиями, ноу-хау и другими экспертными документами.[6]
3. Характеристика и анализ международной торговли Украины.
3.1. Общая характеристика международной торговли Украины. Место Украины на мировом рынке.

По данным Госкомстата Украины, базирующиеся на таможенной статистике, в 2007 Украина имела положительное сальдо внешнеторгового баланса – $424 млн. Это было достигнуто за счет снижения импорта товаров на $862 млн., а также за счет роста экспорта товаров и услуг на $390 млн., из которых на услуги пришлось $288 млн.
Как и в прежние годы, торговля товарами принесла отрицательное сальдо $2896 млн., которое, впрочем, снизилось по сравнению с аналогичным показателем в 2006 году почти на 1/4 . Положительное сальдо в торговле услугами увеличилось в 2007 году примерно на 1/10, достигнув $3319 млн.
Все это было вызвано рядом причин, а именно: сократилась доля в товарообороте самого крупного внешнеторгового партнера Украины—России. Почти в два раза сократился товарооборот с Туркменистаном. Причем в обоих случаях преимущественно за счет сокращения импорта энергоносителей.
Также стоит обратить внимание на то, что состав группы из первых десяти самых крупных торговых партнеров Украины не претерпел изменений. Просто страны поменялись местами.
В 2007 году повысилась диверсифицированность внешнеторгового оборота. Так если в 2006 году на первую десятку партнеров приходилось 70% оборота, то в 2007 году – около 65%.
Даже поверхностный анализ показывает, что состояние внешней торговли всего лишь отразило кризис в котором находилась украинская экономика в 2007  году. Сохранение позиций в экспорте услуг связано с геополитическим положением Украины, к тому же почти 2/3 пришлось на транзит российского газа, за который Россия платит все тем же газом .
По ряду статей украинский экспорт в 2007 году существенно сократился по сравнению с 2006 годом: почти в двое (до $106 млн.) уменьшился вывоз молокопродуктов, почти в трое (до $127 млн.) – экспорт зерна, вдвое (до $104 млн.) продажа муки за рубеж, в полтора раза (до $122 млн.) – экспорт жиров и масел растительного и животного происхождения, вдвое  (до $331 млн.)—вывоз  сахара, в четыре раза ( до $113 млн.)—вывоз алкогольных и безалкогольных напитков, почти на четверть (до $433 млн.)—экспорт удобрений, почти в той же степени (до $186 млн.)—вывоз одежды из текстиля.
Правда были и небольшие победы: с $236 млн. до $278 млн. увеличился экспорт семян подсолнечника, в полтора раза (до $131 млн.)—продажа продукции мясопереработки.
Самым существенным в абсолютном выражении был рост экспорта продукции черной металлургии(с $4187 млн. до $5452 млн.)
В связи с этим серьезные опасения вызывают данные об импорте природного газа. Ведь в 2007 году рост производства металла увеличился ровно на величину прироста его экспорта.[7]

Рис.7. Динамика экспорта и импорта Украины.



Рис.8.














3.2. Внешняя торговля Украины в разрезе отдельных товарных рынков на современном этапе.


Названиерынка Объемы экспорта, млн.дол Объемы импорта, млн.дол  
  2001 г. 2002 г. 2001 г 2001 г  
Рынок промышленных товаров  
1. Рынок фармацевтических препаратов 49,832 42,92 261,17 342,6  
2. Рынок бытовых насосов Нет данных Нет данных 12,64, 16,21  
3. Рынок бытовых и коммерческих кондиционеров - 4,0 6,97 10,6  
4. Рынок промышленных кондиционеров  
- Небытовые системы кондиционирования - 3,24 10,61  
- Вентиляторы 1,87 - 3,42  
5 Рынок замочных изделий  
- Замки для мебели - - 0,22 0,25  
- Замки для двери - - 1,63 2,06  
- Другие замки - - 0,16 0,2  
- Шарниры - - 0,65 0,79  
- Ролики - - 0,44 0,35  
- Автоматические устройства для двери - - 0,59 0,56  
6. Рынок бытовых стиральных машин - - 16,6 10,6  
7. Рынок фильтров для воды - 2,52 - 10,66  
8. Рынок электроинструментов - 29,4 - 11,4  
9. Рынок бытовой химии - - 26,62 37,45  
10. Рынок красок и лаков  
- Товары малотоннажной химии 103,8 73,81 68,62 89,73  
Лакокрасочные изделия 11,31 7,68 50,02 51,78  
Масляные изделия 0,06 0,05 0,22 0,27  
11. Рынок мягкой мебели  
- Мебель, которая трансформируется в кровать 0,19 0,18 1,64 1,91  
- Мебель мягкая 2,06 1,58 5,33 5,09  
- Мебель личная 5,05 5,05 2,24 1,72  
12. Рынок верхней одежды  
- Одежда трикотажная - - 35,9 38,37  
- Одежда текстильная - - 31,97 44,65  
13. Рынок обуви - - 34,41 39,58  
14. Рынок ковровых покрытий - - 3,04 2,97  
15. Рынок ткани 8,24 18,47 247,1 256,0  
16. Рынок швейных изделий 24,88 22,66 8,84 9,59  
Рынок сельскохозяйственного и непродовольственного сырья  
1. Рынок декоративнолиственной и цветочной продукции 0,98 5,18 7,58 10,22  
2. Рынок посевных материалов, всего,
в том числе 1,83 1,77 5,7 5,6  
- Пшеница - - 1,2 0,57  
- Кукуруза - - 3,27 0,58  
- Рапс - - 0,39 0,98  
- Подсолнечник - - 1,52 3,73  
 -Ячмень - - 0,13 0,1  
3. Рынок цемента 9,63 17,68 12,35 4,01  
Рынок продовольствия  
1. Рынок мороженого 0,81 0,11 0,57 0,73  
2. Рынок детского питания 0,17 0,19 2,12 2,25  
3. Рынок замороженных фруктов и овощей  
- овощи 3,96 5,3 2,49 3,5  
- плоды и орехи 0,66 1,42 0,75 1,79  
- ягоды 0,04 0,17 0,06 0,32  
4. Рынок маргариновой продукции 0,55 0,83 22,11 27,20  
5. Рынок майонеза 1,48 2,53 5,37 10,36  
6 Рынок рыбных консервов 8,46 6,09 19,42 18,36  
7. Рынок пищевых концентратов 7,71 9,81 8,85 8,5  
8. Рынок кондитерских изделий 188,8 155,0 18,2 35,0  
9. Рынок табачных изделий 0,55 0,47 0,4 0,27

Заключение.

Роль международной торговли, ее значимость в хозяйственных связях определяется тем, что она опосредует практически все виды МРТ, связывает все страны мира в единое хозяйственное целое. Международная торговля имеет, важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран в динамично развивающейся мировой экономике. Эксперты ЮНКТАД отмечают: С увеличением объема экспорта происходит расширение внутреннего производства товаров и услуг, появляются дополнительные рабочие места и осваиваются новые производственные мощности. С ростом импорта также увеличиваются запасы имеющихся потребительских товаров, что связанно с повышением уровня жизни и обеспечением средств производства и соответствующих ресурсов, необходимых для оживления производственных линий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий