среда, 9 апреля 2014 г.

Теория сравнительных преимуществ.


Теория Д. Рнкардо на многие годы определила господствующие пил ялы на принципы эффективности внешней торговли. Она объяснила, что во внеш­ней торговле каждая сторона получает выгоду.    Возможное! и    потребления
о стране расширяются не только за счет внутренних факторов разви­тия страны, по и за счет международной торговли и специализации в рамках международного разделения труда.
Впоследствии эта теория углублялась. Она стала производить вы­бор эффективных направлений внешней торговли при использова­нии не только одною фактора — труда, но и остальных ресурсов (теория Хекшера — Олина). На основе теории Д. Ринкардо были по­казаны неоднозначные последствия тля национального бизнеса включения страны в мирохозяйственные связи. Успехи отраслевого бизнеса оказались зависимы от распределения выигрышей и проиг­рышей от внешней торговли.
Но со времен Д. Рикардо иронию уже ава века — и многое поме­нялось. Эти изменения теория сравнительных конкурентных пре­имуществ, естественно, не могла учесть. За этот срок неновая конку­ренция в значительной степени оттеснилась конкуренцией качества. Д. Рикардо исследовал рынки стандартных продуктов. Сегодня кон­куренция качества привела на рынок дифференцированный продукт с богатой палитрой потребительских свойств. На лом рынке конку­рентные преимущества могут определяться не только в области цен, но и на основе успехов в качестве изделий. С помощью теории Д. Рикардо нельзя было объяснить новые аспекты международной спе­циализации.
Рекомендации Д. Рикардо о полезности возрастающей междуна­родной специализации в современных условиях можно принять е большой осторожностью. Узкая специализация приводит к чрезмерной зависимости от мировых пси и делает экономику неустойчи­вой. Именно полому Россия ставит перед собой задачу диверсифи­цировать экспортный ассортимент.
Теории мировой торговли не могут замыкаться только на том ар­сенале, который оставил после себя Д. Рикардо. История обогатила их новыми именами и направлениями.

Теория Хекшера – Олина. Хекшер и Олин, шведские эконо­мисты, в 20-х юлах XX иска развили теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо, включив в модель, помимо труда, действие еще очною фактора — капитала. В результате была представ­лена двухфакторная модель внешней торговли. Эта теория получила заслуженное признание и доминировала вплотьдо60-х годов XX иска' Построение новой модели внешней торговли опиралось на ис­пользуемый Д. Рикардо логический прием: сравнение относитель­ных йен. По если Д. Рикардо в основу исследования брал относи­тельные пены товаров, то Хекшер и Олин — относительные цены ресурсов.
Относительные цены ресурсов зависят от их насыщенности и ред­кости. Редкий ресурс — более дорогой, насыщенный — относитель­но дешевый.
Были выделены следующие критерии выбора направлений внешней торговли в зависимости от располагаемых ресурсов:
1.  Экспортироваться должен товар, который содержит в себе на­сыщенный ресурс, а импортироваться —товар, производство которого использует более редкий ресурс.
2. Специализация внутри страны должна строиться на использова­нии более дешевого ресурса. Если капитал (пропет) летев, то сле­дует ориентироваться на капиталоемкую продукцию, а при более де­шевом труде — на трудоемкую.
Из теории Хекшера — Олина вытекает теория выравнивания \к\\ факторов производства, автором которой стал наш современник П. Самуэльсон.
Условия для внешней торговли постоянно меняются, так как им­порт наполняет рынок факторов производства, снимая на нем дефи циты. Поэтому со временем редкий ресурс понемногу дешевеет. Из­быточный ресурс постепенно теряет свою насыщенность, поскольку из-за роста экспортного производства спрос на него повышается. Сокращаются его излишки, и он начинает дорожать.
Те же процессы происходят и в стране другого участника торгово­го обмена. В результате свободной торговли образуется тенденция выравнивания иен на соответствующий фактор производства.
Национальные цены однородных факторов производства движутся навстречу друг другу. Выравниваются относительные и абсолютные цены на однородные факторы производства у партнеров по торговле. Это означает, что ход истории не углубляет национальный разброс цен на ресурсы, а, наоборот, движет их к определенному междуна­родному уровню.
Международная торговля ведет к выравниванию как националь­ных ставок заработной платы, так и процентных ставок, которые по­лучают владельцы капитала. Но национальные цены на факторы производства пока сше существенно отличаются друг от друга.
Теория Хекшера — Олина показала особенности экспортной и импортной ориентации стран, наделенных различным уровнем на­сыщенности используемых ресурсов. В этом ее великая заслуга. Но стратегия содействия долговременным факторам эффективности внешней торговли требует просчета не только ближайших, но и отда­ленных последствий выбранных путей участия страны в междуна­родной торговле. Для этого необходимо просчитать выигрыши и проигрыши различных слоев национальною бизнеса от внешней торговли Эту задачу решает так называемая теорема Столпера — Самуэльеона.
Теорема Столпера — Самуэльеона. Теорема Столпера — Самузль-сона показывает, как распределя­ются доходы от внешней торговли между владельцами факторов про­изводства.
Рассмотрим последовательный ход эффектов повышения мировых цен на экспортный товар страны. Он отражен на рис. 5.
На рынке факторов производства дорожает ресурсоинтенсивный фактор производства. Это приводит к падению цен на осталь­ные факторы производства. Такая ситуация происходит потому, что бизнес, оплатив покупку дорогого ресурса, начинает эконо­мить на остальных факторах производства и сокращает свой спрос на них. Падение спроса оборачивается палением иен. В результате складывается тенденция, недутая к сжатию спроса, палению нем и доходов владельцев остальных факторов производства (см.Рис.6).

Рис. 6. Блок-схема, отражающая влияние мировых цен на рынок факто­ров производства
Итак, повышение мировых цен лает преимущества в доходах вла­дельцам интенсивных факторов производства, владельцы остальных факторов проигрывают.[8]
2.2. Условия международной торговли(экспорт, импорт).
На рубеже XXI века международная торговля использует следующие организационные формы экспорта и импорта:
Торговля готовой продукцией. Готовая продукция — продукция, предназначенная для конечного потребления. Торговля ею осуществляется путем подписания контрак­тов непосредственно между производителями и потреби­телями товаров, либо через посредников. При этом не ис­ключается выполнение посредниками предпродажного сервиса и предпродажной доработки, а для машинотехнических товаров и техническое обслуживание. Предпро­дажный сервис не изменяет технических характеристик товаров — это комплекс работ по расконсервации това­ров после транспортировки, приданию им товарного ви­да. Цель — улучшение свойств реализуемого товара с учетом специфических вкусов потребителей, а также по­вышение его конкурентоспособности.
Торговля продукцией в разобранном виде. Экспорт про­дукции в разобранном виде применяется для повышения ее конкурентоспособности, а также для проникновения на рынок стран, запрещающих ввоз тех или иных изделий в готовом виде, для защиты аналогичной продукции или стимулирования создания аналогичных отраслей в своей стране.
Торговля комплектным оборудованием. Комплектным считается оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. Ее необходимым элементом является строи­тельство объектов "под ключ", которое предусматривает проектирование, сооружение предприятий, оснащение их оборудованием, обучение местного персонала, обеспече­ние эксплуатации объекта в течение срока по гарантий­ному договору.
Торговля сырьевыми товарами. В обобщающее понятие "сырьевые товары" входят минеральное сырье, продукты его переработки и обогащения, сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки химические и продовольственные товары. Торговля сырьевыми товарами осуществляется посредством:
Международных товарных соглашений, которые приме­няются для регулирования торговли сырьем с целью ста­билизации рынка и снижения спекуляции. Международные товарные соглашения касаются зерновых, зерно — бобовых, кофе, охлопка и так далее.
Биржевой торговли. Биржи – это постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля крупными партиями однородных товаров. Сделки на бирже осуществляются на стандартные партии товаров. Это дает возможность совершать па бирже операции не только без осмотра товара, но и на пока не существующий товар.
Аукционной торговли. Аукционы — это торги, специали­зирующиеся на сбыте определенных товаров в опреде­ленное время года. Главным этапом аукциона является торг, который ведет аукционер с клиентами.
Торговля кооперируемой продукцией, то есть продукци­ей, изготавливаемой в кооперации, совместно с каким-либо объектом отношений. Здесь выделяется:
Производственная кооперация, когда узлы и детали коо­перируемой продукции изготавливаются не для рынка, а по заданию конкретных заказчиков.
Сбытовая кооперация, представляющая собой сотрудниче­ство хозяйственно независимых производителей, которые организуют совместное предприятие по сбыту выпускае­мой ими продукции.                      
Компенсационные операций, одно из направлений коопе­рационного сотрудничества с иностранными предпри­ятиями, представляющее собой соглашение о покупке продукции, произведенной на предприятиях, созданных при их финансовом содействии,   для погашения представленного кредита.
Встречная торговля. К ней относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частичный обмен товарами. При частичном обмене разница в стоимости покрывается денежными платежа­ми.
международный торги— это метод заключения договоров купли продажи, при котором покупатель объявляет кон­курс для продавцов на товар и после сравнения получен­ных -предложений подписывает контракт с тем из про­давцов, который предложил товар на более выгодных ус­ловиях.
аренда машин и оборудования. Предполагает передачу продукции собственником на определенный срок потре­бителю за определенное вознаграждение.[6]

Комментариев нет:

Отправить комментарий