среда, 9 апреля 2014 г.

Различные теории международной торговли


Классическая теория. Классическая теория внешней торговли представлена моделью А. Смита абсолютных преимуществ и моделью Д. Рикардо сравнитель­ных преимуществ.
Теория Л. Смита абсолютных преимуществ была направлена про­тив меркантилистов, которые ориентировались на протекционист­ские действия государства во внешней торговле. А. Смит доказывал, что такая политика в конце концов ведет к ограничению внешней торговли. Последняя же способна увеличить национальное богатство страны.
Экспортируется обычно товар, который на мировых рынках оце­нивается выше, чем у себя в стране, поскольку там он является дефи­нитным. Поэтому доход, который приносит экспортный товар, ока­зывается более высоким по сравнению с реализацией его на внутреннем рынке. В условиях закрытой экономики, в отсутствие внешней торговли для аналогичною прироста дохода пришлось бы задействовать дополнительные ресурсы. При их отсутствии прирост дохода стал бы невозможным. Подобную ситуацию описывает ниже­приведенный график (см. рис. 3).
График показывает, что в условиях автаркии движение прямой потребления страны от АС к АД требует увеличения используемого ресурса I на величину СД. В условиях внешней торговли выйти на линию АД возможно при прежней величине используемых ресурсов (ВС).
Размер выгоды от внешней торговли зависит от диапазона рас­хождения пен внутреннею и мирового рынков, при котором внут­ренние пены оказываются более низкими.
Доказав, что внешняя торговля является дорогой к увеличению национального богатства, А. Смит перешел к обоснованию эффек­тивных экспортных позиций страны.
Л. Смит. Правила поиска эффективных экспортных позиций
страны:
Экспортировать следует товар, по которому страна добилась абсолютных конкурентных преимуществ.
Абсолютные преимущества достигаются, когда национальный товар имеет более низкие издержки по сравнению с затратами дру­гих государств на производство аналога.
Допустим, две страны, А и В. производят один и тот же товар с из­держками в 4 долл. и 6. долл., а внутренние цены этого товара в стра­не Л составят 6 долл., в стране В — 7,5 долл. Табл. 3.1 (табл. 3.1)

 
Таблица 1   
Страны Издержки, долл. Внутренняя цена, долл. Доход от реализации, долл.   
А 4 6 2   
В 6 7,5 1,5  

Табл. 1 показывает, что страна А обладает абсолютными конку­рентными преимуществами, так как ее издержки и внутренние цены ниже. Она эти преимущества может реализовать, экспортируя спой товар в страну В. Если страна Л станет продавать там товар по цене в 7 долл., она сможет оттеснить местного производителя и обеспе­чить себе рост дохода на единицу изделия, увеличив его с 2 долл. до 3.
А. Смит дает следующие рекомендации по перегруппировке хо­зяйственных пропорций страны для максимизации выгод от внеш­ней торговли:
•   следует экспортировать товар, обладающий абсолютными пре­имуществами; и одновременно
•  отказываться от производства тex изделий, которые обходятся дороже по сравнению с пеной импорта.
15 результате ориентации стран на эффективную специализацию при приоритетном развитии отраслей, добившихся абсолютных пре­имуществ, происходи!" естественный процесс международного разде­ления труда.
Л. Смит, исследуя абсолютные преимущества, выделял естествен­ные и приобретенные. Естественные преимущества страны обуслов­лены климатическими и иными природными условиями. Торговля Индии благовониями и пряностями связана с наличием растений, выращивание которых возможно только в ее климатических усло­виях. Индия реализует, таким образом, свои естественные преиму­щества.
Приобретенные преимущества, как утверждал Л. Смит, определя­ются уровнем специализации производства. Сейчас к приобретен­ным преимуществам следовало бы добавить уровень использования научно-технических достижений, так как именно он и обеспечивает приобретенные конкурентные преимущества страны и успех ее во внешнеэкономических отношениях.
Поскольку каждая страна реализует во внешней торговле свои конкурентные преимущества и формирует специализацию, принося­щую ей прирост дохода, внешняя торговля обеспечивает выигрыш всем участникам торгового обмена.
Выводы теории абсолютных преимуществ Л. Смита о взаимных вы­годах участников международной торговли:
1.  Международная специализация ведет к росту общего количест­ва выпускаемых товаров у всех участников мировой торговли.
2.  Мировая торговля позволяет приобрести их в большем объеме и и большем ассортименте и по более низким ценам.
Теория абсолютных преимуществ Л. Смита прояснила тайны международного разделения труда, но все же оставила сомнения от­носительно того, как стране включаться в мировую торговлю при от­сутствии абсолютных преимуществ и извлекать из нее национальные выгоды. Ответ на этот вопрос лад Д. Рпкардо, построив модель срав­нительных преимуществ.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо показывает, что торговля может обогатить страну, даже когда последняя не распола­гает абсолютными преимуществами.
Критерий выбора экспортного товара Д. Рикардо — сравнитель­ные пли относительные преимущества.
Это означает, что экспортная отрасль должна обладать более высо­кой производительностью по сравнению с остальными отраслями страны. Тогда рост удельного веса такого вида производства и сокра­щение долей остальных видов позволят стране увеличить свой на­циональный доход.
Избытки и дефициты продукции рассосутся за счет внешней тор­говли, которая оплатит экспорт и принесет на внутренний рынок не­достающую продукцию.
Для доказательства этого вывоза Д. Рикардо использует понятие альтернативной цены, или, что то же самое, издержек (цены) заме­щения. Она представляет собой простое сравнение цен двух товаров, выраженных через трудовые затраты на их производство. (Допустим, в стране X товар Л = 2 товарам И Равенство показывает, что товар Л требует на свое производство в два раз больше трудовых затрат.) Предпочтен не для экспорта из двух товаров отдается товару В. Имен­но он обладает сравнительным преимуществом по отношению к то­вару Л. Но, чтобы экспортный товар смог стать объектом для внеш­ней торговли, необходима заинтересованность в нем другого государства, которое бы предъявляло на него спрос. Ведь то, что экс­портирует страна, становится импортом другого государства.
Товар В может импортироваться в страну Y, если в ней аналогичный отечественный товар не облазает сравнительными преимуществами.
Д. Рикардо делает следующие выводы о выборе экспортного и им­портного направления страны для максимизации выгод от внешней торговли:
1. Экспортируется товар, обладающий сравнительными преиму­ществами по сравнению с остальными товарами внутреннего рынка, а импортируется тот, который таких преимуществ не достиг.
2. Экспортный товар может стать импортом для другой страны в том случае, если его сравнительные национальные издержки будут ниже, чем сравнительные издержки аналога в другой стране.
Количественное описание реализации сравнительных преиму­ществ во внешней торговле Д. Рикардо производит на простом при­мере взаимной торговли между Англией и Португалией. В его приме­ре каждая страна производила одно и то же количество вина и сукна, но трудовые затраты на их производство различались (табл. 2).

 
Таблица 2. Национальные отраслевые затраты труда, измеряемые в часах рабочего дня   
Страны Вино Сукно   
Португалия 80 90   
Англия 120 100  
Португалия в данном примере обладает абсолютными преиму­ществами по всем позициям, так как и по вину, и по сукну у нее из­держки ниже. Казалось, что проблема выбора экспортного товара здесь не стоит. Можно пускать во внешнюю торговлю любой товар.

Рис. 4. График производственных возможностей Португалии (объем производства выражен в виде потраченных на него затрат труда)

Но Д. Рикардо доказывает, что и в этом случае происходит выбор наиболее выгодного экспортного товара. Он сравнивает относитель­ные цены указанных отраслей, т. е. пропорции, показывающие вели­чину обменной операции. F3 нашем примере для Португалии относи­тельная пена вина (8/9) ниже относительной цены сукна (9/8), см. рис. 4.
Рис. 4 показывает, что 80 ч труда, затраченных в виноделии, эк­вивалентны 90 ч в текстильном производстве. Это означает, что отно­сительная цена вина, выраженная в ценах рынка сукна, составляет 8/9, а относительная цена сукна, выраженная в ценах рынка вина, составляет 9/8.

 
Таблица 3. Национальные отраслевые затраты труда, измеряемые в относительных ценах   
Страны Вино Сукно   
Португалия 8/9 9/8   
Англия 1200/100, или 6/5 100/120, или 5/6  

Определившись с относительными внутренними ценами, Д. Рикардо стал сравнивать между собой относительные цены по странам. Получилось, что в Португалии за 8 ед. вина можно получить в обмене 9 сд. сукна, а в Англии обмен вина на сукно будет явно невыгодным. Относительная цена вина в Португалии (8/9) ниже относительной ее цены в Англии (6/5), т. е. 8/9 < 6/5. Поэтому Португалии следует вы­брать для экспорта именно вино, отказавшись от производства сукна. Сравнение относительных цен между странами по сукну показывает, что Англии выгодно вывозить сукно, так как 5/6 < 9/8.
Свои выводы Д. Рикардо строил на измерении относительных цен в часах труда. К таким же выводам можно прийти, если цены (из­держки) измерять не в трудочасах, а в долларовом выражении или в евро. Это вполне возможно, так как все валюты сегодня функцио­нируют в режиме обменного валютного курса.
Сравнение альтернативных цен (издержек) легко осуществить по совершенно произвольному количеству товаров. Для этого все това­ры страны следует расположить в порядке возрастания альтернатив­ных цен (издержек).
На основе теории сравнительных преимуществ Дж. С. Милль вы­вел закон интернациональной стои­мости, показав диапазон мировой цены товара. Он отметил, что более низкие относительные цены товара будут выталкивать его из страны — и он станет объектом внешнеэко­номической экспансии. А товар с относительно высокими ценами будет уступать место для импорта.
Для нашею примера мировая цена вина будет установлена в рам­ках относительных нем на него от 8/9 до 6/5, мировая цена сукна — и границах от 5/6 до 9/8. Конкретная же величина мировой цены будет складываться в очерченном поле в зависимости от соотношения мировых объемов спроса и предложении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий