Теория Д. Рнкардо на многие годы определила господствующие пил ялы на принципы эффективности внешней торговли. Она объяснила, что во внешней торговле каждая сторона получает выгоду. Возможное! и потребления
о стране расширяются не только за счет внутренних факторов развития страны, по и за счет международной торговли и специализации в рамках международного разделения труда.
Впоследствии эта теория углублялась. Она стала производить выбор эффективных направлений внешней торговли при использовании не только одною фактора — труда, но и остальных ресурсов (теория Хекшера — Олина). На основе теории Д. Ринкардо были показаны неоднозначные последствия тля национального бизнеса включения страны в мирохозяйственные связи. Успехи отраслевого бизнеса оказались зависимы от распределения выигрышей и проигрышей от внешней торговли.
Но со времен Д. Рикардо иронию уже ава века — и многое поменялось. Эти изменения теория сравнительных конкурентных преимуществ, естественно, не могла учесть. За этот срок неновая конкуренция в значительной степени оттеснилась конкуренцией качества. Д. Рикардо исследовал рынки стандартных продуктов. Сегодня конкуренция качества привела на рынок дифференцированный продукт с богатой палитрой потребительских свойств. На лом рынке конкурентные преимущества могут определяться не только в области цен, но и на основе успехов в качестве изделий. С помощью теории Д. Рикардо нельзя было объяснить новые аспекты международной специализации.
Рекомендации Д. Рикардо о полезности возрастающей международной специализации в современных условиях можно принять е большой осторожностью. Узкая специализация приводит к чрезмерной зависимости от мировых пси и делает экономику неустойчивой. Именно полому Россия ставит перед собой задачу диверсифицировать экспортный ассортимент.
Теории мировой торговли не могут замыкаться только на том арсенале, который оставил после себя Д. Рикардо. История обогатила их новыми именами и направлениями.
Теория Хекшера – Олина. Хекшер и Олин, шведские экономисты, в 20-х юлах XX иска развили теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо, включив в модель, помимо труда, действие еще очною фактора — капитала. В результате была представлена двухфакторная модель внешней торговли. Эта теория получила заслуженное признание и доминировала вплотьдо60-х годов XX иска' Построение новой модели внешней торговли опиралось на используемый Д. Рикардо логический прием: сравнение относительных йен. По если Д. Рикардо в основу исследования брал относительные пены товаров, то Хекшер и Олин — относительные цены ресурсов.
Относительные цены ресурсов зависят от их насыщенности и редкости. Редкий ресурс — более дорогой, насыщенный — относительно дешевый.
Были выделены следующие критерии выбора направлений внешней торговли в зависимости от располагаемых ресурсов:
1. Экспортироваться должен товар, который содержит в себе насыщенный ресурс, а импортироваться —товар, производство которого использует более редкий ресурс.
2. Специализация внутри страны должна строиться на использовании более дешевого ресурса. Если капитал (пропет) летев, то следует ориентироваться на капиталоемкую продукцию, а при более дешевом труде — на трудоемкую.
Из теории Хекшера — Олина вытекает теория выравнивания \к\\ факторов производства, автором которой стал наш современник П. Самуэльсон.
Условия для внешней торговли постоянно меняются, так как импорт наполняет рынок факторов производства, снимая на нем дефи циты. Поэтому со временем редкий ресурс понемногу дешевеет. Избыточный ресурс постепенно теряет свою насыщенность, поскольку из-за роста экспортного производства спрос на него повышается. Сокращаются его излишки, и он начинает дорожать.
Те же процессы происходят и в стране другого участника торгового обмена. В результате свободной торговли образуется тенденция выравнивания иен на соответствующий фактор производства.
Национальные цены однородных факторов производства движутся навстречу друг другу. Выравниваются относительные и абсолютные цены на однородные факторы производства у партнеров по торговле. Это означает, что ход истории не углубляет национальный разброс цен на ресурсы, а, наоборот, движет их к определенному международному уровню.
Международная торговля ведет к выравниванию как национальных ставок заработной платы, так и процентных ставок, которые получают владельцы капитала. Но национальные цены на факторы производства пока сше существенно отличаются друг от друга.
Теория Хекшера — Олина показала особенности экспортной и импортной ориентации стран, наделенных различным уровнем насыщенности используемых ресурсов. В этом ее великая заслуга. Но стратегия содействия долговременным факторам эффективности внешней торговли требует просчета не только ближайших, но и отдаленных последствий выбранных путей участия страны в международной торговле. Для этого необходимо просчитать выигрыши и проигрыши различных слоев национальною бизнеса от внешней торговли Эту задачу решает так называемая теорема Столпера — Самуэльеона.
Теорема Столпера — Самуэльеона. Теорема Столпера — Самузль-сона показывает, как распределяются доходы от внешней торговли между владельцами факторов производства.
Рассмотрим последовательный ход эффектов повышения мировых цен на экспортный товар страны. Он отражен на рис. 5.
На рынке факторов производства дорожает ресурсоинтенсивный фактор производства. Это приводит к падению цен на остальные факторы производства. Такая ситуация происходит потому, что бизнес, оплатив покупку дорогого ресурса, начинает экономить на остальных факторах производства и сокращает свой спрос на них. Падение спроса оборачивается палением иен. В результате складывается тенденция, недутая к сжатию спроса, палению нем и доходов владельцев остальных факторов производства (см.Рис.6).
Рис. 6. Блок-схема, отражающая влияние мировых цен на рынок факторов производства
Итак, повышение мировых цен лает преимущества в доходах владельцам интенсивных факторов производства, владельцы остальных факторов проигрывают.[8]
2.2. Условия международной торговли(экспорт, импорт).
На рубеже XXI века международная торговля использует следующие организационные формы экспорта и импорта:
Торговля готовой продукцией. Готовая продукция — продукция, предназначенная для конечного потребления. Торговля ею осуществляется путем подписания контрактов непосредственно между производителями и потребителями товаров, либо через посредников. При этом не исключается выполнение посредниками предпродажного сервиса и предпродажной доработки, а для машинотехнических товаров и техническое обслуживание. Предпродажный сервис не изменяет технических характеристик товаров — это комплекс работ по расконсервации товаров после транспортировки, приданию им товарного вида. Цель — улучшение свойств реализуемого товара с учетом специфических вкусов потребителей, а также повышение его конкурентоспособности.
Торговля продукцией в разобранном виде. Экспорт продукции в разобранном виде применяется для повышения ее конкурентоспособности, а также для проникновения на рынок стран, запрещающих ввоз тех или иных изделий в готовом виде, для защиты аналогичной продукции или стимулирования создания аналогичных отраслей в своей стране.
Торговля комплектным оборудованием. Комплектным считается оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. Ее необходимым элементом является строительство объектов "под ключ", которое предусматривает проектирование, сооружение предприятий, оснащение их оборудованием, обучение местного персонала, обеспечение эксплуатации объекта в течение срока по гарантийному договору.
Торговля сырьевыми товарами. В обобщающее понятие "сырьевые товары" входят минеральное сырье, продукты его переработки и обогащения, сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки химические и продовольственные товары. Торговля сырьевыми товарами осуществляется посредством:
Международных товарных соглашений, которые применяются для регулирования торговли сырьем с целью стабилизации рынка и снижения спекуляции. Международные товарные соглашения касаются зерновых, зерно — бобовых, кофе, охлопка и так далее.
Биржевой торговли. Биржи – это постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля крупными партиями однородных товаров. Сделки на бирже осуществляются на стандартные партии товаров. Это дает возможность совершать па бирже операции не только без осмотра товара, но и на пока не существующий товар.
Аукционной торговли. Аукционы — это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров в определенное время года. Главным этапом аукциона является торг, который ведет аукционер с клиентами.
Торговля кооперируемой продукцией, то есть продукцией, изготавливаемой в кооперации, совместно с каким-либо объектом отношений. Здесь выделяется:
Производственная кооперация, когда узлы и детали кооперируемой продукции изготавливаются не для рынка, а по заданию конкретных заказчиков.
Сбытовая кооперация, представляющая собой сотрудничество хозяйственно независимых производителей, которые организуют совместное предприятие по сбыту выпускаемой ими продукции.
Компенсационные операций, одно из направлений кооперационного сотрудничества с иностранными предприятиями, представляющее собой соглашение о покупке продукции, произведенной на предприятиях, созданных при их финансовом содействии, для погашения представленного кредита.
Встречная торговля. К ней относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частичный обмен товарами. При частичном обмене разница в стоимости покрывается денежными платежами.
международный торги— это метод заключения договоров купли продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар и после сравнения полученных -предложений подписывает контракт с тем из продавцов, который предложил товар на более выгодных условиях.
аренда машин и оборудования. Предполагает передачу продукции собственником на определенный срок потребителю за определенное вознаграждение.[6]
Комментариев нет:
Отправить комментарий